Итоги информационно-просветительской работы с населением по вопросам защиты прав потребителей
ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» с 26 марта 2024 года при поддержке Министерства торговли и Интеграции реализовало социальный проект «Информационно-просветительская работа с населением по вопросам защиты прав потребителей путем оказания информационных услуг» в Жамбылской области.
Цель проекта – реализация прав потребителей на получение информации о товарах, на их безопасность и качество, а также об их продавцах (изготовителях).
Задача – обеспечение безопасности и качества продукции, реализация которых осуществляется потребителям Жамбылской области, путем распространения через средства массовой информации объективными и достоверными сведениями, о результатах исследований продукции аккредитованными на это организациями.
Для проведения исследований было достигнуто соглашение с РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а также с АО «Национальный центр экспертизы и сертификации».
В Жамбылской области были проведены исследования по 28-ми образцам продукции Казахстанского, Российского, Китайского, Корейского, Арабского происхождения.
Из них в казахстанском колбасном изделии обнаружена просрочка, российская мука и кондитерское изделие не соответствовали требованиям технических регламентов, китайские игрушки, техника и косметика имели признаки фальсификата, корейские и арабские продукты были реализованы без казахского и русского языков, соответственно без декларации о соответствии.
Результаты исследования в целях информирования потребителей опубликованы на страницах интернет ресурсов Zakon.kz и nur.kz, на государственном и русском языках.
Помимо несоответствий продукции техническим регламентам были нарушены права потребителей, предусмотренные Законом РК «О защите прав потребителей».
Предприниматели зачастую не соблюдали температурный режим при реализации товаров. На рынках в жаркую погоду на уличных прилавках реализовывались колбасные изделия.
При покупке продукции многие продавцы не выдавали фискальные и товарные чеки, что является нарушением статьи 284 Кодекса об административных правонарушениях.
По данному факту были направлены заявления в соответствующий орган государственных доходов.
В ходе реализации проекта выяснилось, что доказать факт покупки небезопасного товара простому потребителю очень сложно.
Для этого потребитель должен знать четкий алгоритм, а фото магазинов и переводы на Каспи не являются достаточными доказательствами, если даже был указан адрес продажи.
Другая проблема, если вам не выдан фискальный чек, то свои права невозможно защитить, путем подачи жалобы в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля. Об этом твердо утверждает Предпринимательский Кодекс, где основанием для жалобы является обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств.
По иерархии нормативно-правовых актов Предпринимательский Кодекс РК стоит выше, чем Закон «О защите прав потребителей», поэтому если права потребителей нарушены, то меры должны приниматься с учетом Предпринимательского Кодекса.
Поэтому если даже права потребителей, каким то образом нарушены, необходимо следовать алгоритму:
- Не покупать продукт, если не выдают фискальный или товарный чек, с наименованием продавца, ИИН/БИН и адресом;
- С момента покупки некачественного и небезопасного продукта потребитель должен успеть обратиться в соответствующие органы в течение 2-х месяцев. Но при этом нужно твердо знать, какой орган, какие жалобы рассматривает, иначе есть риск пропустить срок обращения.
- Далее, можно обратиться в суд, с гражданским иском и возместить причиненный вред.