Новости

Переход к новой тарифной политике «Тариф в обмен на инвестиции»

Основная деятельность Департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Жамбылской области направлена на тарифное регулирование субъектов естественных монополий, контроль за соблюдением законодательства в сферах естественной монополии.

Вместе с тем, в рамках законодательства о естественных монополиях основными целями Департамента являются достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности регулируемых услуг для потребителей, обеспечение гласности и прозрачности процедур государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий, стимулирование повышения качества регулируемых услуг и удовлетворения спроса на них, обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Тарифная политика Департамента направлена на проведение работ по недопущению необоснованного роста тарифов и цен субъектов естественных монополий и общественно значимых рынков.

Департамент является регулирующим органом для 39 субъектов естественной монополии,  включенных в Местный раздел Государственного Регистра субъектов естественных монополий по Жамбылской области, оказывающих 57

 видов услуг, из них:

  • по услугам водоснабжения - 19 СЕМ;
  • по услугам водоотведения - 9 СЕМ;
  • по услугам транспортировки природного газа - 1 СЕМ;
  • по услугам по подаче воды по каналам – 2 СЕМ;
  • по услугам по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергией – 17 СЕМ;
  • по услугам подъездных железных дорог - 8 СЕМ;
  • по услугам передача и распределение электроэнергии - 1 СЕМ.

С начала 2024 года в Департамент поступило 21 заявки на утверждение 21 тарифов от 14 субъектов естественных монополий и 3 уведомления о повышении предельной цены от 1 субъекта общезначемых рынков.

По результатам рассмотрения  заявок, были утверждены 13 тарифов по                13 заявкам, по 4 заявкам и 2 уведомлениям субъекта общезначемых рынков отказано,  3 заявки отозваны субъектами, 1 заявка на рассмотрении.

Так же, в связи с реализацией программы «Тариф взамен на инвестиции» совместно с МИО были внесены изменения в инвестиционные программы 2 субъектов.

 Как указано выше, одним из главных направлений деятельности Департамента является контроль за соблюдением законодательства в сфере естественной монополии. В этом направлении за 5 месяцев 2024 года Департаментом была возбуждено 2 дела об административном правонарушении в отношении 1 субъекта естественной монополии, в частности:
 За нарушения сроков выдачи потребителям технических условий и незаконное требование оплаты при подключении к газораспределительным сетям составлено 2 административных протокола в отношении ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймақ» и наложен штраф на общую сумму 5 970 200 тенге. 

В отношении 4 субъектов естественных монополий, включенных в местный государственный регистр Жамбылской области, проведена проверка, из них выявлены 3 нарушения.

Внесены 3 предписания по восстановлению нарушений законодательства о естественных монополиях, из них 2 полностью исполнены, 1 в ходе исполнения.

Согласно  Реестра государственных услуг, утвержденного приказом и.о. министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 января 2020 года №39/НҚ, Департаментом оказываются 4 государственных услуг:

1) «Выдача лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения»;

2) «Выдача согласия на совершение сделок с имуществом субъекта естественной монополии, если балансовая стоимость имущества, в отношении которого совершается сделка, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процентов от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года»;

3) «Выдача согласия на реорганизацию и ликвидацию субъектов естественных монополий»;

4) «Включение и исключение из Государственного регистра субъектов естественных монополий»;

Департамент оказывает государственные услуги, в соответствии с Правилами оказания государственной услуги «Выдача лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения», утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 июня 2020 года №47 и «Правилами осуществления деятельности субъектами естественных монополий», утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года №73.

Департаментом за 5 месяцев 2024 года были оказаны – 5 государственные услуги, из них:

- «Выдача лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения» - 0;

- «Выдача согласия на совершение сделок с имуществом субъекта естественной монополии, если балансовая стоимость имущества, в отношении которого совершается сделка, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процентов от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года» - 0;

- «Выдача согласия на реорганизацию и ликвидацию субъектов естественных монополий» -0;

- «Включение и исключение из Государственного регистра субъектов естественных монополий» - 5.

Отказано в оказании государственной услуги – 0.

На сегодняшний день одной из основных задач является  доведение до сведения потребителей о проводимой работе субъектами естественных монополий по реализации мероприятий предусмотренных в инвестиционных программах и утвержденных тарифных сметах  в частности ремонтного фонда и результатов этих работ, а также прозрачности работы проводимой Департаментом  совместно с  участием  представилей МИО, партии «Amanat», НПП «Атамекен», субъектов естественных монополий и СМИ.

         За 5 месяцев  2024 года в Департамент поступило 587 документов, из них 326 документов были взяты на контроль, количество исходящих документов составляет – 444, все документы исполнены в установленные сроки.

За 5 месяцев 2024 года поступило 51 обращений, 43– от физических лиц (84%), 8 – от юридических (16%), из них: 41 - заявлений (80%),                 2 - жалобы (4%), 8 - прочие (16%).

По которым удовлетворено - 6, даны письменные разъяснения – 28, прекращено - 6, перенаправлены в другие государственные органы – 8,  на исполнении – 3.

Все обращения рассмотрены в установленные сроки в соответствии с требованиями законодательства об обращениях граждан. В Департамент повторных обращений не поступало.