15 марта - Всемирный День защиты прав потребителей
15 марта - Всемирный День защиты прав потребителей
Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей (WorldConsumerRightsDay), или Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1962 году, где он сказал "Потребители, по определению, это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно".В докладе Д.Кеннедибыли сфомулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на выбор, право на информацию и право быть услышанными. Кроме вышеперечисленных прав Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей», принятый в 2010 году устанавливает права потребителей на обмен или возврат товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества,на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и имуществу в следствии недостатков товара, на возмещение морального вреда, на государственную и общественную защитупотребительских прав, а также определяет механизм реализации этих прав. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций - ConsumersInternational (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.В 2024 году он проходит под девизом – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». В последние годы Искусственный Интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, торговли, медицины и промышленности. Одним из самых заметных проявлений Искусственный интеллект в повседневной жизни является использование его в домашних устройствах. Голосовые помощники, такие как Siri, GoogleAssistant, Яндекс Алиса, позволяют управлять домашней автоматикой, заказывать товары, находить информацию и многое другое. Благодаря ИИ, домашние устройства стали более интуитивными и удобными в использовании. Искусственный интеллект доказал свою ценность и в медицинской сфере. Алгоритмы машинного обучения способны анализировать огромные объемы медицинских данных для предоставления точных диагнозов и рекомендаций по лечению. Это особенно важно при диагностировании редких заболеваний или нахождении путей индивидуального подхода к пациенту. Сфера транспорта также нашла применение Искусственному интеллекту. Автономные автомобили используют машинное обучение и анализ данных для принятия решений на дороге. ИИ также помогает в создании более эффективных систем безопасности в аэропортах и общественных местах, способных обнаруживать подозрительное поведение и предотвращать угрозы. Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, специалисты обеспокоены тем, что его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта. Современные цифровые сервисы, как правило, содержат значительные объемы информации или представляют широкий ассортимент товаров и услуг, которые в совокупности позволяют удовлетворить индивидуальные потребности большого числа пользователей. Ключевой задачей сервиса является формирование наиболее точного ответа на запрос пользователя. От того, насколько успешно решается эта задача, напрямую зависит экономическая состоятельность и конкурентоспособность сервиса, поскольку каждая успешная транзакция пользователя тем или иным образом коммерциализируется. Государственными органами и общественными объединениями в сфере защиты прав потребителей будут проведены просветительские мероприятия, посвященные вопросам доверия потребителей электронным помощникам - «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом. Подобные «чат-боты» используются для сервисов клиентской поддержки и имитируют человеческое общение. Поскольку основная задача«чат-бота» - давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные,в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы. Как известно, для повышения эффективности защиты прав потребителей Министерством разработан законопроект в новой редакции. О предлагаемых новостях мы регулярно говорим в СМИ. Законопроектом предлагается повысить функциональность общественных институтов путем внедрения защиты прав потребителей омбудсменом, координирующим работу в данной сфере. Общественным объединениям потребителей предоставляется право отбора образцов товаров и приобретения услуг в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка. Общественные институты защиты прав потребителей открывают путь к защите прав группы, собравшейся по определенному вопросу. Защита прав потребителей при реализации данных мер позволит усилить роль неправительственных институтов. Уважаемые потребители, будьтевнимательными при заказе товаров на сайтах, использующих «чат-боты» и проверяйте предоставленную информацию о товарах у других источников. Департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области доводит до сведения потребителей, что рассматривает обращения потребителей, поступающие через системы: E-tutynushy, E-otinish, E-gov, Telegrambot и другие способы связи. Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы сможете получить по телефону: 8-7262-54-21-69.